Пиво приравняли к алкоголю и запретили продавать по ночам

Госдума на заседании 7 июля 2011 года приняла в третьем окончательном чтении закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя, в том числе пива, которое приравнивается к алкоголю. Оговаривается запрет на потребление алкоголя, в том числе пива, несовершеннолетними, а также взрослыми в городских парках и дворах.

Чем же грозит пивоваренной отрасли новый закон?

Пиво = алкоголь

Алкоголем теперь предлагается считать напиток с содержанием спирта начиная с 0,5%. Такое требование начнет действовать с июля 2012 г. Закон приравнивает к алкоголю все напитки с содержанием спирта выше 0,5 процента, кроме продуктов, внесенных в правительственный список (таких, как кефир и квас).

Определяется, что алкогольная продукция подразделяется на спиртные, в том числе водка, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготовленные на его основе. Отнесение пива к алкоголю будет означать, что в отношении его вступят в силу все те ограничения, которые распространяются на алкогольную продукцию.

Законом определяется, что пиво должно производиться без добавления спирта — только солод, хмель, хмелепродукты, дрожжи и вода. Допускается частичная замена солода зерном, зернопродуктами, сахаросодержащими продуктами, но при условии, если их совокупный объем не превышает 20% от объема продукции, а объем сахаросодержащих продуктов не должен превышать 2%. Напитки, изготовленные на основе пива, не должны содержать более 7% этилового спирта.

Российские пивовары, в свою очередь, считают данные требования вторжением в техпроцесс пивоваренного производства и заявляют, что определения пива, имеющиеся в документе, противоречат мировой практике пивоварения и не обоснованы с точки зрения обеспечения качества и безопасности пива.

Требования к производству

Государство вводит очень жесткие механизмы контроля за производством спирта, алкоголя, в том числе и пива. Вплоть до элементов госмонополии на производство в виде контроля за установленными мощностями. Это новелла в российском законодательстве, когда установленные мощности — независимо от того: производят они спирт или нет — подлежат контролю и надзору.

Новым законом предусмотрена норма, запрещающая производство алкогольной продукции без ее учета автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции, а также без технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему. Пивоварам в данном случае дается отсрочка до 1 января 2013 года. Такая же отсрочка предоставляется по сертификатам соответствия.

Лицензирование

Закон предусматривает лицензирование видов деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, розничной продажи спиртосодержащей продукции, закупки спирта и алкогольной продукции в целях использования их в качестве сырья или в технических целях.

Таким образом, ранее обсуждавшаяся идея введения лицензирования производства и оборота пива и напитков на его основе в итоговый документ не попала.

Розничная продажа пива

Законом запрещается продажа всей алкогольной продукции и пива после 23 часов и до 8 часов местного времени. Исключение составляет продажа при оказании услуг общественного питания. Субъектам РФ предоставляется право установить дополнительное ограничение времени и мест продажи такой продукции, вплоть до полного запрета.

При этом до 1 января 2013 года пиво и напитки на его основе с содержанием спирта до 5% можно будет продавать в нестационарных торговых объектах (ларьках, павильонах). А после этого  –  в розницу алкоголь смогут продавать исключительно магазины. 

И все же, с точки зрения продажи для пива тоже сделаны некоторые послабления. Например, розничной продажей алкогольной продукции позволено заниматься только организациям, продажей пива могут заниматься и организации, и индивидуальные предприниматели.

Однако Союз Российских пивоваров в письме Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву отмечает, что запрет на продажу пива крепостью до 5% в нестационарных торговых точках означает, что в небольших городах и населенных пунктах потребители будут лишены возможности приобретать пиво из-за неразвитости системы торговли. Таким образом, потребители будут вынуждены покупать некачественный суррогатный алкоголь – тем самым закон стимулирует повышение спроса на этот вид алкогольных напитков.

Так же законом запрещается продавать весь алкоголь, включая пиво:

  • на территориях, прилегающих к детским, образовательным и спортивным учреждениям. В организациях культуры продавать алкоголь все же будет можно, но только в буфетах и столовых.
  • на общественном транспорте (городском и пригородном) и остановках транспорта, в том числе в метро, а также на автозаправочных станциях. 
  • на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях (общепит и Дьюти-Фри разрешены).

В закон внесено положение о том, что продавец имеет право требовать у покупателя алкоголя документ, удостоверяющий личность, если сомневается в том, что покупатель достиг совершеннолетия.

Пить пиво в общественных местах запрещено, за исключением мест общественного  питания (кафе и ресторанах).

Определяется, что розничная продажа алкогольной продукции должна осуществляться по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным органом госвласти.

Закон также предусматривает запрет на оборот продукции с содержанием спирта свыше 7%, разлитой в тару более 330 мл.

Алкогольная продукция должна сопровождаться обязательной надписью о ее вреде.

Реклама

Реклама пива запрещена «на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции». Реклама алкоголя, крепостью более 5% разрешена только в Интернете, в печатных изданиях (с оговорками – нельзя, конечно, рекламировать в детских, медицинских изданиях и т.д.), в магазинах, торгующих алкоголем. Интересно, что вне закона будет и реклама стимулирующих акций типа «купи 5 бутылок получи бесплатно еще одну» или «выиграй поездку в Чехию» и т.п. То есть сами стимулирующие акции проводить можно, а вот рекламировать их – нет.

Приравнивание пива к алкоголю означает так же то, что с июля 2012 г. реклама янтарного напитка исчезнет и с телеэкранов. А пока «пивные» телеролики сдвинуты на ночное время.

Новый закон принят в целях борьбы с алкоголизмом населения.

Законодатели считают, что документ впервые предусматривает «четкий, жесткий, прозрачный механизм госрегулирования отрасли». Это касается более четких лицензионных требований, определения понятий всех алкогольных напитков, приравнивания пива к алкоголю.

Государство надеется принятием законопроекта существенно изменить ситуацию в алкогольной отрасли.  «Мы коренным образом изменим ситуацию с контрафактом, улучшим качество продукции», — подчеркивает Виктор Звагельский.

Кардинальные изменения произойдут именно в пивной отрасли, серьезно усилится ее регулирование.

Пивовары убеждены, что ожидать от таких действий можно лишь значительное удорожание пива, особенно от микро- и мини-пивоварен, сужение ассортимента, закрытия тех производств, которые не смогли пройти все барьеры, либо стали нерентабельны. А потребителям, по мнению российских пивоваров,  сужают выбор сортов и марок пива, подавляя фантазию пивоваров и запрещая к продаже традиционные для других стран сорта пива.

С 1 января 2013 года алкогольную продукцию крепостью более 0,5%, включая пиво, нельзя будет продавать в ларьках и киосках (нестационарных торговых точках).

На этот счет  очень много мнений и опасений о снижении продаж, ухода с рынка многих предпринимателей и пивоваров. Эти мнения обоснованы только тем, что все привыкли к стабильности и динамичному развитию пивного рынка и боятся перемен.

В период любых изменений нужно как можно быстрее адаптироваться к новым условиям игры и найти новые перспективы для развития своего бизнеса. Если пиво запретят продавать везде, кроме стационарных торговых объектов, продуктовых магазинов и общественных мест питания, то развивайте свой бизнес именно в этом направлении, укрепляйте свои позиции – время есть.

Существенным плюсом является и то, что любители пива больше не смогут покупать хмельные напитки в удобных для них местах продаж – на остановках транспорта, в общественных учреждениях. А это означает, что Вы можете учитывать этот фактор при стратегическом планировании развития и арендовать площади в продуктовых магазинах либо организовывать стационарные торговые объекты исходя из высокой проходимости места (большие потоки людей в течение дня), крупных транспортных развязок, оживленных и развитых жилых и  дачных массивов, мест отдыха (популярные курортные зоны).     

Итак, подведем итоги по возможным решениям развития  пивного бизнеса:

Тем, кто имеет стационарные торговые объекты необходимо привести их в соответствие требованиям нового закона:  обеспечить наличие торгового и складского помещения, контрольно кассовой техники. Требование к размеру площади торгового и складского помещения – не менее 50 кв.м. не распространяется на розничную продажу пива и пивных напитков (ст. 16 п. 6. ФЗ РФ от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»).

Тем, кто имеет ларьки, киоски и другие нестационарные точки розлива пива:

  • приобрести в собственность или арендовать стационарный торговый объект*;
  • арендовать площади в продуктовых супермаркетах и магазинах.

Также стоить отметить, что на сегодняшний день более 80% точек по розливу пива это стационарные торговые объекты. Многие из них полностью отвечают требованиям нового закона, другие необходимо лишь немного привести в соответствие. Около 7% точек по розливу это арендованные площади в супермаркетах. Поэтому нововведения не так страшны, как о них говорят. Главное соблюдать закон и выстраивать грамотную стратегию развития и маркетинговую политику.


*Стационарный торговый объект – торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения.

При подготовке материалов использовались следующие источники:
Российская газета
Пивное дело
Alconews.ru
Beernews.ru
и ФЗ РФ от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе""

Патенты на изготовление и реализацию устройства PEGAS принадлежат компании NPM Group. Копирование информации с этого сайта разрешается только при наличии ссылки на www.beerinnovations.ru как источник материалов.
Создание и продвижение сайта — Авалон